COMPETITIVE TASK № 3.
THE VALLEY OF VERESHCHAGINKA RIVER


Downloads for participants:

COMPETITIVE TERRITORY 1:4000 (83Mb)

Scheme of land cadastres 1:4000 (9.4Mb)

Background of the territory 1:4000 (81Mb)

COMPETITIVE TASK № 3. DESCRIPTION (3.5Mb)


I. The object of Competition design

Four fragments of the territory in the valley of Vereshchaginka, three of which are offered for Competition (at the choice of the contestants). The initial data in Appendices 3.1, 3.2, 3.3.

II. General information

Vereshchaginka River divides the Central and Khostinsky districts of the resort city of Sochi, flows into the Black Sea near the hotel “Zhemchuzhina”. The territory of the Vereshchaginsky Valley includes zones of various purposes, many attractive places, worthy of attention, but also not devoid of negative sites requiring a special approach.

Ecology of the river

1. Vereshchaginka River in the upper reaches

The river basin enters the Black Sea basin. The source is in the area of the old cemetery. The river basin is formed by the slopes of Mount Batareika and Bald Mountain. The length of the river is __ km; the area of the basin is __ km2.

The river feed is mixed, mostly rainwater, flood water regime, the water level depends on the amount of precipitation, in the upper course it sometimes dries up. During the rainy season, the stream is quite full.

In the upper reaches of the river, the exposed sections of the river do not have shore defense fortifications and are lost among the bamboo thickets under the railroad track. (Fig. 1).

2. Vereshchaginka River in the middle reaches

 

Closer to the mouth, the current of the river is cleaned in a concrete box, the length of __ km, the bed is covered with concrete slabs, which now have private garages and other structures (Fig. 2).

3. Above the mouth of the Vereshchaginka River there is a restaurant – sailboat

A closed concrete mouth opens onto the beach of the hotel “Zhemchuzhina”, under a restaurant built in the form of a sailboat. (Fig. 3).

 

Sights.

 

Zimniy Theater

4. The Zimniy Theater building on the Theater square

Zimniy Theater, built by the architect K.N. Chernopyatov is an architectural monument of federal significance. The portico is crowned with a pediment, on which installed three female figures embodying the painting, architecture and sculpture, made in the studio sculpture of V.I. Mukhina.

 

Letniy Theater

5. The Colonnade of the Letniy Theater

 

Letniy Theater (Fig. 5), located on the territory of the Frunze Park, is also an object of cultural heritage. The theater was built in 1937 according to the project of the architect V.S. Krolevets.

 

Doctor A. V. Yakobson villa

6. Doctor A. V. Yakobson villa
on the street Chernomorskaya

In 1902 year at Vereshchaginsky side, was built, by project of the architect R. I. Budnik, cottage-clinic Professor of the Petersburg medico-surgical Academy, V. A. Yakobson. Cottage-clinic is one of the best monuments of the romantic movement of art Nouveau in the city of Sochi.

 

Corner of fitofantasia

7. «Corner of fitofantasia»

Near the Zimniy theatre, in memory of S.I. Venchagov, created “Corner of fitofantasia ” as a tribute to the master of landscape who enjoyed great respect of residents. His labors here were planted more than 260 species of trees and shrubs, as well as more than 120 kinds of flowers. Natural monument is a zone of objects of cultural heritage.

 

Vereshchaginsky viaduct

Over the Vereshaginki valley was built in 1935 year and reconstructed in 2001 year, the road bridge of arch construction (Vereshchaginsky viaduct), connecting the Central and Khostinsky areas along Kurortny Prospekt. The length of the bridge is 220 m, width 18 m, height 27 m. Architect – N.B. Sokolov, engineer Y. O. Lvov, Yu. S. Kazak. Vereshchaginsky viaduct is an architectural monument. (Fig. 8-12).

8-9. Vereshchaginsky viaduct. View from the street Chernomorskaya
8-9. Vereshchaginsky viaduct. View from the street Chernomorskaya
Fig. 10. View of the Vereshchaginsky viaduct from the hotel “Zhemchuzhina”
11 Type of development of Bald Mountain
12. Under trestle space Vereshchaginsky viaduct
13. View from the Vereschaginsky viaduct overpass on building street Chernomorskaya

 

Monument to Nikolai Ostrovsky

14. Monument to Nikolai Ostrovsky

On Kurortny Avenue (bus stop “Teatralnaya”) at the beginning of the Vereshchaginsky viaduct in 1964 year a stele with a bas-relief of the sculptor I. Beckerman was constructed, according to the project of the architect E.A. Serdyukov (Fig.14). The stela is dedicated to

Soviet writer Nikolai Ostrovsky, who spent the last years of his life in Sochi and wrote the novel “How the Steel Was Tempered”. The protagonist of the novel Pavka Korchagin became the hero of many Soviet films about the civil war, on the stele his words were cut from the novel: “The most precious thing for a person is life. It is given to him once, and it must be lived so that it is not painfully painful for aimlessly lived years”.

 

Ostrovsky Memorial house

15. N. Ostrovsky Memorial house

 

Ostrovsky Memorial house was built in 1936 by the architect Y. Kravchuk in the Art Deco style. The museum is a monument of history and culture of federal importance (Fig. 15).

16. Literary Museum N. Ostrovsky

Later, in 1956, according to the project of the architect I. Spirin, was built the building of the literary part of the museum (Fig. 16), designed in the style of neoclassicism (“Stalin’s Empire”).

 

Buildings along the Vereshchaginka River

17. Nature of development
18. Nature of public areas

In the middle reaches of the river there are blocks of residential buildings, mostly low-rise

(Fig. 10-11), mostly low-rise (Fig. 17 – 18).

19. Central (old) Cemetery
20. Garage complex

In the vicinity of the street Alpiskaya at the intersection with the street Dagomysskaya in the neighborhood of the central cemetery (Fig. 19) is a huge garage complex (Fig. 20), above them stands (Fig. 21, 22) the chapel of Simeon the Stylite of the Church of the Assumption of the Blessed Virgin Mary, under the project of architect F.I. Afuksenidi (1990th of XX century).

21. The Chapel
22. Chapel with a panorama of street Transportnaya

In the zone of competitive design is included the territory for the watershed on the street Dagomysskaya, connecting the street Alpiskaya from the street Transportnaya, along which there are a garbage processing plant and “Sochinskaya TPP”, the zone of influence of which captures a significant part of the Vereshchaginsky Valley. (Fig. 22).

 

Transport links

All the transport routes crossing the Vereshchaginsky Valley do not participate in the pedestrian and transport connections of the territory, they are not involved in the organization of its service by public passenger transport. In the central part of the valley, between the 2 automobile tunnels, the Dubrovar section of the resort prospectus is the Lysogorsky Viaduct, 164 meters long, built according to the Olympic construction program in 2012-2014 years. With the street grid of Vereshchaginsky valley (streets Chernomorskaya, Dokuchaeva, Pionerskaya, Griboyedova and etc.) the highway is not connected.

23. Lysogorsky viaduct crossing the Vereshchaginsky valley
24. Lysogorsky viaduct crossing the Vereshchaginsky valley

In addition, the valley is crossed by a dam between two railway tunnels section of a 2-way railway line. Access to the surrounding area is restricted by a blind fence.

 

 

III. The subject of the Competition “Concept. The valley of the Vereshchaginka river – “The path along the water – the way to the future of Sochi”

The concept should take into account the existing town-planning situation of the territory chosen for Competition, including sights, landscaped areas, transport network, problem areas and planning restrictions. Participants must offer solutions for 3 out of 4 suggested planning fragments of the competitive area and simulate 2-3 survey points reflecting the nature of the interaction of the proposed spatial solution with the environment.

On the example of the territory chosen for competitive design, principles and approaches to the formation of a public space in the river valley should be disclosed, a typology of embankments for different functional areas of the competitive area, technologies and means for providing longitudinal and transverse links, conditions for creating an environmentally friendly.

 

IV. Competition Objectives

Overview of innovations reflecting promising trends in the organization and typology of public spaces associated with water arteries, developing “The Way along the Water as a Direction to the Image of the Future of Sochi”.

The choice for further design and implementation of innovative proposals that best meet the environmental and social criteria for the quality of residential and recreational environment of the resort city of Sochi, in accordance with the motto of the educational program of the World Festival of Youth and Students: “The sea of ​​friends, mountains of ideas, rivers of people.”

 

V. Tasks of the Competition

Taking into account the town-planning conditions of the river valley formed in its water protection zone (residential development, recreational zone, transport corridor, etc.), offer options for typological solutions:

  • on the architectural and planning organization of the pedestrian embankment (a coastal strip of at least 20 m width), providing a convenient and safe (in view of flood protection) communication of the piedmont settlements with the sea.
  • on the architectural and planning organization of town-planning units on the abutment to the embankment of cross-links with residential quarters located on the slopes.
  • on the functional filling of the system of public spaces intended for different types of social activity.
  • on the organization of transport services for the system of public spaces in the valley (all types of transport, including alternative – rail, vertical, cable, etc.).

 

Important for the contestants!!!

  • Do not forget that Sochi is a historical settlement and a health resort, as well as a zone of subtropical farming, in which the scale of urbanization is limited by the conditions of protection of recreational resources, natural and cultural heritage, preservation of conditions for traditional occupations of the rural population (gardening, livestock …);
  • to consider the decisions of the Sochi General Plan for the transport scheme for the development of the resort city. It is necessary to offer priority conditions for pedestrian traffic and alternative modes of transport in front of an individual car and the public transport that exists today;
  • pay attention to the engineering protection of the territory from the risk of flooding, improvement of the coastal strip of public use (at least 20 m wide) and the formation of a promenade, the extension of green areas, the organization of accessibility of places of interest;
  • offer an innovative program for the functional use of reclaimed areas (car market in a closed landfill site, industrial zones, and old cemetery).

 

Suggest ideas for functional use, architectural planning and space-spatial solutions for the territories of the 1st stage of implementation: (choose 3 of the proposed 4 x fragments):

 

  1. Primorsky Boulevard in the mouth of the river, an approximate area of ​​8-9 hectares (the venue of KVN festivals on the venues of the Zimniy Theater and the hotel “Zhemchuzhina”), at the exit from the Vereshchaginsky Valley to the sea embankment, with proposals for the organization of pedestrian crossings through the transport highways (motor road, railway).
  2. Improvement of under trestle space of the Vereshchaginsky viaduct, an approximate area of ​​5 hectares.
  3. A forest park with an approximate area of ​​32 hectares, with the “Alley of the World” 300-350 m in length, in honor of the XIX World Festival of Youth and Students to accommodate green spaces (150 large trees), urban navigation facilities, commemorative stele and other park equipment.
  4. Renovation of the communal and industrial zone (car market in the former landfill) on the street. Transport, with an approximate area of ​​up to 35 hectares.

 

VI. Expected results of the Competition.

As a result of the implementation of competitive projects should appear recreational areas, and should be zones of social activity (living sites), the spaces of which will stimulate local communities to interact, encourage citizens and visitors of different ages and interests to communicate and various types of active activities (physical, intellectual, social, etc.).

КОНКУРСНАЯ ТЕРРИТОРИЯ №3 — Долина р. Верещагинка,
Центральный район


Материалы для скачивания:

Конкурсная территория 1:4000 (83Mb)

Схема земельных кадастров 1:4000 (9.4Mb)

Подоснова территории 1:4000 (80Mb)


I. Объект конкурсного проектирования

 Четыре фрагмента территории в долине реки Верещагинка, три из которых предлагаются для конкурсного проектирования (по выбору конкурсантов). Исходные данные в Приложениях 3.1, 3.2, 3.3.

II. Общие сведения

Река Верещагинка разграничивает Центральный и Хостинский районы города-курорта Сочи, впадает в Черное море в районе гостиницы Жемчужина. Территория Верещагинской долины включает в себя зоны различного назначения, множество привлекательных мест, заслуживающих внимания, но также не лишена негативных участков, требующих особого подхода.

Экология реки

1. Река Верещагинка в верхнем течении

Бассейн реки входит в бассейн Чёрного моря. Исток находится в районе  старого кладбища.  Бассейн реки образован склонами горы Батарейка и Лысой горы. Длина реки __  км, площадь бассейна __  км2.

Питание реки смешанное, преимущественно дождевое, водный режим паводковый, уровень воды зависит от количества выпавших осадков, в верхнем течении иногда пересыхает. В период дождей поток вполне полноводный.

В верхнем  течении доступные взору участки реки не имеют берегозащитных укреплений и теряются среди зарослей бамбука под трассой железной дороги. (Рис.1).

2. Река Верещагинка в среднем течении

Ближе к устью течение реки убрано в бетонный короб, протяженностью __ км, русло   накрыто бетонными плитами, на которых сейчас находятся частные гаражи и другие строения (Рис.2).

 

3. Над устьем реки Верещагинка устроен ресторан — парусник

Закрытое бетонное устье выходит на пляж гостиницы «Жемчужина» под построенным в виде парусника рестораном.  (Рис.3).

 

Достопримечательности.

Зимний театр

4. Здание Зимнего театра на Театральной площади

Построен  по проекту архитектора К. Н. Чернопятова является памятником архитектуры федерального значения. Портик венчается фронтоном, на котором установлены три женские фигуры, олицетворяющие живопись, архитектуру и скульптуру, выполненные в мастерской  скульптура  В. И. Мухиной.

 

 

Летний театр

5. Колоннада Летнего театра

Летний театр (Рис.5),  расположенный на территории Парка имени М. В. Фрунзе, также является объектом культурного наследия. Театр построен в 1937 году по проекту архитектора В. С. Кролевца.

 

 

 

Дача доктора А.В. Якобсона

6. Дача доктора А.В. Якобсона на ул. Черноморской

В 1902 году на Верещагинской стороне  по проекту архитектора Р.И. Будника была построена  дача-лечебница профессора Петербургской медико-хирургической академии, А.В. Якобсона — один из лучших памятников архитектуры романтического направления стиля модерн  в городе Сочи.

 

 

Уголок фитофантазии

7. «Уголок фитофантазии»

Рядом с Зимним театром в память о С. И. Венчагове создан «Уголок Фитофантазии» как дань уважения ландшафтному мастеру, который пользовался огромным уважением сочинцев. Его трудами здесь были посажены  свыше 260 видов деревьев и кустарников, а также более 120 видов цветов. Памятник природы входит в зону объектов охраны культурного наследия.

 

 

 

Верещагинский виадук

Над долиной Верещагинки был сооружен в 1935 году и  реконструирован в 2001 году, автодорожный мост арочной конструкции (Верещагинский виадук), соединяющий  Центральный и Хостинский районы по  Курортному проспекту.  Длина моста 220 м, ширина 18 м, высота 27 м. Архитектор — Н. Б. Соколов, инженеры Ю. О. Львов, Ю.С. Казак. Верещагинский виадук является памятником архитектуры. (Рис. 8 — 12).

8-9. Верещагинский виадук. Вид с ул. Черноморской
8-9. Верещагинский виадук. Вид с ул. Черноморской
10. Вид Верещагинского виадука от гостиницы «Жемчужина»
11. Вид застройки Лысой горы
12. Подэстакадное пространство
13. Вид с эстакады Верещагинского виадука на застройку ул. Черноморской

Памятник Николаю Островскому

14. Памятник Николаю Островскому

На Курортном проспекте (остановка «Театральная») у начала Верещагинского виадука в 1964 была установлена стела с барельефом работы  скульптора И. Беккерманом. по проекту  архитектора Е.А. Сердюкова (Рис.14). Стела посвящена советскому писателю Николаю Островскому, который провел в Сочи последние годы жизни и написал роман «Как закалялась сталь». Главный герой романа Павка Корчагин стал героем многих советских фильмов о гражданской войне, на стеле высечены его слова из романа: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

 

Мемориальный дом Н.Островского

15. Мемориальный дом Н. Островского

Мемориальный дом Н. Островского был построен в 1936 году по проекту архитектора Я. Кравчука в стиле ар-деко. Музей является памятником истории и культуры федерального значения (Рис.15).

16. Литературный музей им. Н. Островского

Позднее, в 1956 году по проекту архитектора И. Спирина было построено здание литературной части музея (Рис.16), выдержанное в стиле — неоклассицизм («сталинский ампир»).

 

Застройка вдоль реки Верещагинка

17. Характер застройки
Рис. 18. Характер общедоступных территорий

В среднем течении реки расположены кварталы разномасштабной жилой застройки (Рис.10-11), преимущественно малоэтажной (Рис. 17 — 18).

19. Центральное (старое) кладбище
Рис. 20. Гаражный комплекс

В районе ул. Альпийской на пересечении с ул. Дагомысской по соседству  с центральным (старым) кладбищем (Рис.19) расположен огромный  гаражный комплекс  (Рис.20), над ними возвышается  (Рис. 21, 22) часовня Симеона Столпника храма Успения Пресвятой Богородицы по проекту архитектора Ф.И. Афуксениди (1990-е гг. ХХ века).

21. Часовня
22. Часовня с панорамой ул. Транспортной

В  зону конкурсного проектирования включена территория за водоразделом по ул. Дагомысской, связывающей ул. Альпийскую с ул. Транспортной. Вдоль которой расположены  мусороперерабатывающий завод и Сочинская ТЭС, зона влияния которой захватывает значительную часть  Верещагинской долины (Рис. 22).

 

Транспортные связи

Все транспортные магистрали, пересекающие Верещагинскую долину, не участвуют в пешеходно-транспортных связях территории, не задействованы в организации ее обслуживания общественным  пассажирским транспортом. В центральной части долину пересекает, между 2-мя автомобильными тоннелями, участок Дублера курортного проспекта – лысогорский виадук, длиной 164 м, построенный по программе Олимпийского строительства в 2012-2014 гг. С уличной сетью Верещагинской долины (улицами Черноморская, Докучаева, Пионерская, Грибоедова и др.) магистраль не связана.

23. Лысогорский виадук, пересекающий Верещагинскую долину
24. Лысогорский виадук, пересекающий Верещагинскую долину

Кроме того, долину пересекает по дамбе между 2-мя железнодорожными тоннелями участок 2-х путной железнодорожной магистрали. Доступ на прилегающую территорию ограничен глухим ограждением.

 

III. Предмет конкурса « Концепция. Долина реки Верещагинка – «Путь вдоль воды – к будущему Сочи»  

Концепция должна учитывать существующую градостроительную ситуацию территории, выбранной для конкурсного проектирования, в том числе,  достопримечательные места, озелененные территории, транспортную сеть, проблемные территории и планировочные ограничения.  Участники должны предложить решения для 3-х из 4-х предлагаемых планировочных фрагментов  конкурсной территории и  смоделировать  3-4  обзорных точки, отражающих характер взаимодействия предлагаемого пространственного решения с  окружающей средой.

На примере выбранной для конкурсного проектирования территории должны быть раскрыты  принципы и подходы к формированию общественного пространства в долине реки, предложена типология набережных для разных функциональных участков конкурсной территории, технологии и средства обеспечения продольных и поперечных связей, условия создания экологичной, комфортной, доступной и безопасной среды.

IV. Цели Конкурса

Обзор инноваций,  отражающих перспективные тенденции в организации и типологии общественных пространств, сопряженных с водными артериями,  развивающих  «Путь вдоль воды  как направление  к Образу будущего Сочи».

 

Выбор для дальнейшего проектирования и реализации  инновационных предложений, наиболее соответствующих экологическим и социальным критериям  качества жилой и рекреационной среды города-курорта Сочи,  в соответствии с девизом образовательной программы Всемирного фестиваля молодежи и студентов: «Море друзей, горы идей, реки людей».

V. Задачи Конкурса

С учетом градостроительных условий речной долины, сложившихся в  ее водоохранной зоне (жилой застройки, рекреационной зоны,  транспортный коридор и т.д.), предложить варианты типологических решений:

  • по архитектурно-планировочной организации пешеходной набережной (прибрежная полоса шириной не менее 20 м), обеспечивающей удобную и безопасную (с учетом защиты от паводков) связь предгорных поселений с морем.
  • по архитектурно-планировочной организации градостроительных узлов на примыкании к набережной поперечных  связей с жилыми кварталами, расположенными на склонах
  • по функциональному наполнению системы общественных пространств, предназначенных для разных видов социальной активности
  • по организации транспортного обслуживания системы общественных пространств долины (все виды транспорта, в том числе, альтернативный – рельсовый, вертикальный, канатный и т.д.)

Важно для конкурсантов!!!

  • Не забывать, что Сочи – историческое поселение и лечебно-оздоровительный курорт, а также зона субтропического земледелия, в котором масштаб урбанизации ограничен условиями охраны рекреационных ресурсов, природного и культурного наследия, сохранения условий для традиционных занятий сельского населения (садоводство, животноводство…);
  • учесть решения Генерального плана Сочи  по транспортной схеме развития города-курорта. Необходимо предложить  приоритетные условия   пешеходного движения и альтернативных видов транспорта перед индивидуальным автомобилем и существующим сегодня общественным транспортом.
  • уделить внимание обеспечению инженерной защиты территории от риска затоплений, благоустройству прибрежной полосы общего пользования (не менее 20 м шириной) и   формированию прогулочной набережной, расширению зон зеленых насаждений,  организации доступности  достопримечательных мест,
  • предложить инновационную программу функционального использования рекультивируемых территорий (авторынок на территории закрытого полигона ТБО, промышленные зоны, старое кладбище).

Предложить идеи функционального использования, архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений для территорий 1 очереди реализации: (выбрать 3 из предлагаемых 4 х фрагментов):

  1. Приморский бульвар в зоне устья реки, ориентировочной площадью 8-9  га (место проведения фестивалей КВН на площадках Зимнего театра и гостиницы «Жемчужина»), на выходе из Верещагинской долины к морской набережной, с предложениями по организации пешеходных переходов через транспортные магистрали.
  2. Благоустройство подэстакадного пространства Верещагинского виадука, ориентировочной площадью 5 га.
  3. Лесопарк ориентировочной площадью 32 га, с «Аллеей Мира» протяженностью 300  — 350 м, в честь XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов для размещения зеленых насаждений (150 крупномерных деревьев), объектов городской навигации, памятной стелы и др. паркового оборудования.
  4. Реновация коммунально-промышленной зоны (авторынок на территории бывшего полигона) по ул. Транспортной, ориентировочной площадью до 35  га.

VI. Ожидаемые результаты Конкурса.

В результате реализации конкурсных проектов должны появиться  рекреационные зоны и зоны социальной активности (living sites), пространства которых будут стимулировать местные сообщества к  взаимодействию,  побуждать горожан и гостей  разных возрастов и интересов  к коммуникации и различным видам активной деятельности (физической,   интеллектуальной, социальной и т.д.).