COMPETITIVE TASK № 4.
VALLEY OF THE MATSESTA RIVER


Downloads for participants:

COMPETITIVE TERRITORY 1:4000 (31Mb)

Scheme of land cadastres 1:4000 (4.4Mb)

Background of the territory 1:4000 (27Mb)

COMPETITIVE TASK № 4. DESCRIPTION (5.2Mb)


I. The object of Competition

Four fragments of the territory in the valley of the Matsesta River, three of which are offered for Competition (at the choice of the contestants). The initial data in Appendices 4.1, 4.2, 4.3.

II. General information

Matsesta— river 18 km long in the Khosta district of the city of Sochi in the Krasnodar region of Russia, flows into the Black Sea (Fig. 1, 2.). The area of the pool is 67.5 km². Matsesta originates on the southern slopes of the Alek ridge at an altitude of about 900 meters above sea level. The highest point of the river basin is 1003 meters above sea level. The Matsesta River has many tributaries, but the largest of them are the right ones: Tsanyk and Zmeyka. In the river (in the upper course) there is fish (Fig. 3). The river is not navigable.

1. The estuary of the Matsesta River from the side of the sea and from the valley side
2. The estuary of the Matsesta River from the side of the sea and from the valley side

 

Matsesta — it is primarily a deposit of hydrogen sulfide springs that come to the surface also in the valleys of the neighboring rivers Agura and Khosta. The main therapeutic factor of Matsesta is hydrogen sulphide.

3. Waterfalls in the upper reaches of the river Matsesta
4. The Matsesta Cave

The nature monument – the Matsesta caves (Fig. 4) – is a unique hydrothermological natural formation, formed as a result of exposure to hot underground waters. The caves conceal a source of mineral water inside. Near the cave there is a small pool in which water flows with a small concentration of hydrogen sulphide. (Fig. 5, 6).

5. Sculptural composition of the fountain near the Matsesta caves
6. Sculptural composition of the fountain near the Matsesta caves
7. Research Institute of balneology and physiotherapy today

The study and implementation of recovery methods through balneological procedures on the basis of Sochi deposits of the Matsesta and other mineral waters was carried out by scientists in the Sochi Scientific Research Institute of Balneology and Physiotherapy. The complex of buildings of the Institute was built in 1928-1929 years, the project of A.V. Shchusev. (Fig. 7.).

 

Matsesta Balneological Resort Complex and its attractions

Matsesta is an ideal resort, due to the unique combination of the subtropical climate, the abundance of sun, warm sea, lush southern vegetation surrounded by mountains and sources of hydrogen sulfide waters.  The largest therapeutic balneological Matsestinsky resort complex of Russia operates in the Matsesta Valley.  In the twentieth century, about 212 million procedures were performed on Matsesta.

 

New Matsesta District

8. Sculptural composition “Matsesta”

The sculpture “Matsesta” is a symbol of Sochi. Sculptor I. Guslev and architect E.A. Serdyukov embodied the Circassian (Adyg) legend in a sculptural composition. From the resort prospectus to the composition of the stairs. Cascade fountain, symbolizes the waters of Matsesta. (Fig. 8.).

9. Housing bathrooms buildings early XX century

At the entrance to the Matsesta Valley from the Kurortny Prospekt (the place called New Matsesta) are the buildings of the bathrooms of the beginning of the twentieth century, architect V.A. Ion. (Fig. 9). In the historical building № 2 now there are Aquarium, dentistry, car washing, hardware store, driving school and fitness club.

The country house building is included in the Register of Architectural Monuments of Regional Importance of XX century. Radius (from the boundaries of the monument) of temporary protection zones for a cultural heritage site of regional significance is 100 m.

10. The building of the bathroom building № 9. 1980s., XX century and now
11. The building of the bathroom building № 9. 1980s., XX century and now

In 1980, building № 9 (Bath Building № 7) was opened up, but because of the catastrophic flood of 1991, it was seriously damaged and mothballed due to the lack of sufficient funds for restoration. At present it is a ruined object. (Fig. 10, 11).

12. Pumping station

Another ruined building nearby is a pumping station, architect I.V. Zholtovsky, is an object of cultural heritage. (Fig. 12). Radius (from the boundaries of the monument) of temporary protection zones for a cultural heritage site of regional significance is 100 m.

 

Average Matsesta

In 3 km from the sea on the western slope to the river there is a residential micro-district of Middle Matsesta, with 5 and 12-storeyed typical building of the 1970s of the XX century. (Fig. 23, 24).

Above the slope are the lands of sanatoriums and the Matsestinsky forest park with the popular country rest spot “Glade of the Gnomes”.

 

Sanatorium “Matsestinskaya Dolina”

13. The main building
of the sanatorium “Matsestinskaya Dolina”

The sanatorium for 200 people in the Matsesta Valley was built in 1953 according to the project of architect B.V. Yefimovich. Currently not working. (Fig. 13).

The country house building is included in the Register of Architectural Monuments of Regional Importance of XX century. Radius (from the boundaries of the monument) of temporary protection zones for a cultural heritage site of regional significance is 100 m.

 

Pension «Green Grove and the country house I.V. Stalin»

14. The Museum “Country house I.V. Stalin in Sochi»

On the territory of the boarding house “Green Grove” I.V. Stalin spent 3-4 months a year. The building was built according to the project of architect M.I. Merzhanov. Now the country house was turned into a museum, but it has little changed here since a Stalin era. (Fig. 14).

15. The beginning of the staircase

In September 1935, a stone staircase hidden in the woods was built from the main entrance to the beach. There are 870 steps leading to the tunnel under the road and railway track. (Fig. 15).

 

Matsesta Forest Park

16. Wooden sculptures on the glade of gnomes
17. Wooden sculptures on the glade of gnomes
18. Wooden sculptures on the glade of gnomes

“Glade of gnomes” in the Matsestinsky forest park is a popular place for a country family holiday for many generations of Sochi residents. (Fig. 16-18).

Old Matsesta

19. Bathroom building № 4. Built in 1940
19-1. Bathroom building №4. Plan

At 3 km from the sea is the area of Old Matsesta, the center of which is the bathroom building № 4 (architect A. Golubev), which consists of 2 classical volumes, semi-rings covering the adjoining parterre from the side of Chaltenham Avenue and the landscape part of the park from the back of the building . They are united by the colonnade of the central portico.

Photographs of this complex are decorated with Sochi travel guides and postcards. Guests of the resort photograph it for memory. (Fig. 19).

The building had included in the Register of Architectural Monuments of Regional Importance of XX century. Radius (from the boundaries of the monument) of temporary protection zones for a cultural heritage site of regional significance is 100 m.

 

20. One of the first bathrooms building,
the beginning of the twentieth century

The building of the bathroom was built on the site of the source of hydrogen sulfide water, because of its diversity and high concentration, the source has no analogues in the world. (Fig. 20).

 

 

Rural settlements in the Matsesta Valley

21. The valley of the Matsesta River in the village of Krayevsko-Armianskoe

Above the river, beyond the area of Staraya Matsesta there are rural settlements Krayevsko-Armianskoe, Verkhovskoye, Izmailovka, Semenovka and summer cottages with low-rise buildings. (Fig. 21).

 

Transport links

22. Alley of Chaltenham in autumn

Along the whole valley from Kurortny Prospekt to Old Matsesta there is a transport street with the name of the Alley of Cheltenham (in honor of the twin-city in England), which crosses several times the bridges of the winding river Matsesta. The avenue, especially picturesque in autumn, when the leaves of the Liquidambar are painted in juicy colors. (Fig. 22).

23. Transport racks over the Matsesta Valley
24. Transport racks over the Matsesta Valley

Over the valley in the area of Middle Matsesta built pass viaducts of the bypass road, and the duplicate of Kurortny Prospekt, according to the Olympic construction program. (Fig. 23, 24).

24. The Matsesta viaduct
25. The Matsesta viaduct

Architectural monument – Matsestinsky viaduct is a five-span bridge of arch construction under the project of architects V.A. Shchuko and V.G. Gelfreich. (Fig. 24, 25).

27. Railway station “New Matsesta”

A branch of the railway was laid along the Matsesta Valley. Her fragments have survived to this day. (Fig. 26). The railway station of New Matsesta (Fig. 27) was standing on the passenger platform, where are now stopping commuter trains Sochi-Krasnaya Polyana (“Swallow”).

28. Marin station “Matsesta” view towards the sea and view from the pier
29. Marin station “Matsesta” view towards the sea and view from the pier

Rotunda with a diameter of 15 meters in neoclassicism style – Marine station “Matsesta” – one of the business cards of Sochi (Fig. 28, 29). Until the 1980s of the twentieth century was an important point in the transport links of the resort. Nowadays the berth of the port point has been restored; the pavilion has been restored and again occupies an important place, providing coastal sea traffic along the coast of the city of Sochi (105 km).

The building is included in the Register of Architectural Monuments of Regional Importance of XX century. Radius (from the boundaries of the monument) of temporary protection zones for a cultural heritage site of regional significance is 100 m.

 

Tourism and rest.

 

Through the Matsesta Valley, tourist routes lead to natural attractions, located both in the basin of Matsesta, and in neighboring valleys (Eagle Rocks, Agura Waterfalls).

 

Natural sights of the Matsesta River basin.

30. Waterfalls on the River Zmeyka
31. Waterfalls on the River Zmeyka
32. Waterfalls in the upper reaches of the Matsesta River for the village Semyonovka

Up the Matsesta River and its tributaries are many rapids and beautiful waterfalls. (Fig. 30-32).

 

Historical finds

33. Archaeologists at the site of the discovery of the remains of the trading yard on Matsesta

According to archaeological findings, not far from the mouth of Matsesta, artifacts were found between the beach and the slope of the railway, confirming the existence on the shore of the Sochi coast of a trading yard dated approximately VIII-X centuries.

 

Ecology, objects of negative impact on the environment

 

Floods

The valley of the Matsesta River is in the area of risk of tornadoes and catastrophic floods.

In 1947 – 1949, The Matsesta River received concrete shores from the mouth to Novaya Matsesta. In 1956, a clutch was made to the new Matsesta, 22 meters wide, the river is now regulated at a distance of ___ km from the mouth. (Fig. 34, 35).

In 1978, 1988, 1991 was severe flooding, which caused the destruction of building № 9. Dangerous rose river in 2013 and 25 Jun 2015, during a protracted catastrophic rainstorm.

 

Ecology, objects of negative impact on the environment

36. Traction substation № 415 of JSC “RZD” in New Matsesta

At the entrance to the Matsesta Valley near the Matsesta viaduct, a large area is occupied by Substation No. 415 of the Tuapse Railroad. Near the substation, the fair of agricultural products. These objects are clearly visible from the Matsesta viaduct and the surrounding hills.

 

III. The subject of the Competition “Concept. The valley of the Matsesta river – “The path along the water – the way to the future of Sochi”

The concept should take into account the existing town-planning situation of the territory chosen for Competition, including sights, landscaped areas, transport network, problem areas and planning restrictions. Participants must offer solutions for 3 out of 4 suggested planning fragments of the contest area and simulate 2-3 survey points reflecting the nature of the interaction of the proposed spatial solution with the environment.

On the example of the territory chosen for contest design should be disclosed, principles and approaches to the formation of a public space in the river valley, a typology of embankments for different functional areas of the contest area, technologies and means for providing longitudinal and transverse links, conditions for creating an environmentally friendly.

 

IV. Competition Objectives

Overview of innovations reflecting promising trends in the organization and typology of public spaces associated with water arteries, developing “The Way along the Water as a Direction to the Image of the Future of Sochi”.

The choice for further design and implementation of innovative proposals that best meet the environmental and social criteria for the quality of residential and recreational environment of the resort city of Sochi, in accordance with the motto of the educational program of the World Festival of Youth and Students: “The sea of ​​friends, mountains of ideas, rivers of people.”

Taking into account the town-planning conditions of the river valley formed in its water protection zone (residential development, recreational zone, transport corridor, etc.), offer options for typological solutions:

  • on the architectural and planning organization of the pedestrian embankment (a coastal strip of at least 20 m width), providing a convenient and safe (in view of flood protection) communication of the piedmont settlements with the sea.
  • on the architectural and planning organization of town-planning units on the adjacent to the quay cross-links with residential quarters located on the slopes
  • on the functional filling of the system of public spaces intended for different types of social activity
  • on the organization of transport services for the system of public spaces of the valley (all types of transport, including alternative – rail, vertical, rope, etc.)

 

Important for the contestants !!!

  • Do not forget that Sochi is a historical settlement and a health resort, as well as a zone of subtropical farming, in which the scale of urbanization is limited by the conditions of protection of recreational resources, natural and cultural heritage, preservation of conditions for traditional occupations of the rural population (gardening, livestock …);
  • to consider the decisions of the Sochi General Plan for the transport scheme for the development of the resort city. It is necessary to offer priority conditions for pedestrian traffic and alternative modes of transport in front of an individual car and the public transport that exists today.
  • pay attention to the engineering protection of the territory from the risk of flooding, improvement of the coastal strip of public use (at least 20 m wide) and the formation of a promenade, the extension of green areas, the organization of accessibility of places of interest,
  • to propose an innovative program for the functional use of plots and improvement of the landscape-aesthetic quality of sub-tectacic spaces in the area of ​​the middle Matsesta or transport and communal facilities in the area of ​​the seaside and entrance area in the Matsesta Valley.

Suggest ideas for functional use, architectural planning and space-spatial solutions for the territories of the 1st stage of implementation: (choose 3 of the proposed 4 x fragments):

  1. Primorskaya area in the river mouth area, at the intersection of river and sea embankments – using under trestle spaces of transport highways, an approximate area of ​​12-15 hectares, combined with the function of a transport and transfer junction (road, railway, port)
  2. The entrance area of ​​the Matsesta Valley, an approximate area of ​​33-35 hectares, taking into account the restoration of cultural heritage sites (buildings of bathrooms in the beginning of the nineteenth century, and the renovation of the ruined corps of the twentieth century.
  3. The festival forest park and the “Fire Water” park, with an approximate area of ​​70 hectares, with the “Alley of Peace” 300-350 m in length in honor of the XIX World Festival of Youth and Students to accommodate green spaces (150 large trees), urban navigation facilities, commemorative stele And other park equipment.
  4. The section of the embankment of the village Krasnoyarsk-Armianskoe with an adjacent central or entrance public space, an approximate area of ​​6-7 hectares, of 30 hectares recommended for consideration.

 

VI. Expected results of the Competition.

As a result of the implementation of Competition projects, recreational zones and areas of social activity (living sites) should appear, the spaces of which will stimulate local communities to interact, encourage citizens and visitors of different ages and interests to communicate and various types of active activities (physical, intellectual, social etc.).

КОНКУРСНАЯ ТЕРРИТОРИЯ №4 — Долина р. Мацеста,
Хостинский район


Материалы для скачивания:

Конкурсная территория 1:4000 (31Mb)

Схема земельных кадастров 1:4000 (4.4Mb)

Подоснова территории 1:4000 (27Mb)


  1. Объект конкурсного проектирования

 

Четыре фрагмента территории в долине реки Мацеста, три из которых предлагаются для конкурсного проектирования (по выбору конкурсантов). Исходные данные в Приложениях 4.1, 4.2, 4.3.

  1. Общие сведения

 

Мацеста — река длиною 18 км в Хостинском районе города Сочи, впадает в Чёрное море (Рис.1, 2). Площадь бассейна составляет 67,5км². Мацеста берёт начало на южных склонах хребта Алек на высоте порядка 900 метров над уровнем моря. Высшая точка бассейна реки — 1003 метра над уровнем моря. У реки Мацесты много притоков, но наиболее крупные из них правые: Цанык и Змейка. В реке (в верхнем течении) водится рыба (Рис.3.). Река не судоходна.

1, 2. Устьевая зона реки Мацеста со стороны моря и со стороны долины
1, 2. Устьевая зона реки Мацеста со стороны моря и со стороны долины

Мацеста — это в первую очередь месторождение сероводородных источников, выходящих на поверхность также в долинах соседних рек Агуры и Хосты. Главный лечебный фактор Мацесты — сероводород.

3. Водопады в верховьях р. Мацеста
4. Мацестинская пещера

Памятник природы — Мацестинские пещеры (Рис.4) – это уникальное   гидротермокарственное природное образование, сформировалось в результате воздействия  горячих подземных вод. Пещеры   скрывают внутри источник минеральных вод. Рядом с пещерой устроен небольшой бассейн, в котором фонтанирует вода с небольшой концентрацией

сероводорода. (Рис.5 и 6).

5, 6. Скульптурная композиция с фонтаном у Мацестинских пещер
5, 6. Скульптурная композиция с фонтаном у Мацестинских пещер

Мацестинский бальнеологический курортный комплекс             и его достопримечательности

Из-за уникального сочетания субтропического климата, обилия солнца, теплого моря, пышной южной растительности в окружении гор и источников сероводородных вод, Мацеста является идеальным курортом.  В долине Мацесты  действует  крупнейший лечебный бальнеологический Мацестинский курортный комплекс России.  В двадцатом веке на Мацесте было проведено около  212 млн. процедур.

Новая Мацеста

7. НИИ курортологии и физиотерапии сегодня

Изучением и внедрением методов оздоровления посредством бальнеологических процедур на основе Сочинских месторождений мацестинской и других минеральных вод  занимались ученые в Сочинском научно-исследовательском институте курортологии и физиотерапии. Комплекс зданий института построен в 1928-1929 годах по проекту А.В. Щусева. (Рис.7). Здание включено в реестр Памятников архитектуры федерального значения XX в. Радиус (от границ памятника) временных зон охраны объекта культурного наследия регионального значения  100 м.

8. Скульптурная композиция «Мацеста»

Скульптура «Мацеста» является символом Сочи. Скульптор И. Гуслева и архитектор Е.А. Сердюков воплотили черкесскую (адыгскую) легенду в скульптурной композиции. От Курортного  проспекта к скульптуре поднимается лестница. Каскадный фонтан, символизирует воды Мацесты. (Рис.8).

9. Корпуса ванных зданий нач. ХХ века

На въезде в Мацестинскую долину со стороны Курортного проспекта (место называется Новая Мацеста) стоят корпуса ванных зданий нач. ХХ века, архитектор В.А. Ион. (Рис.9). В историческом корпусе № 2 сейчас располагаются Аквариум, стоматология, мойка автомобилей, хозяйственный магазин и автошкола, фитнес-клуб. Здание дачи включено в реестр Памятников архитектуры регионального значения нач. XX в. Радиус (от границ памятника) временных зон охраны объекта культурного наследия регионального значения 100 м.

10, 11. Корпус ванного здания № 9. 80-е гг. ХХ века и в настоящее время
10, 11. Корпус ванного здания № 9. 80-е гг. ХХ века и в настоящее время

В 1980 году корпус  № 9 (Ванное здание №7) введен в эксплуатацию, но из-за катастрофического паводка 1991-го года серьезно пострадал и законсервирован из-за отсутствия достаточных средств на восстановление. В настоящее время являет собой руинированный объект. (Рис.10, 11).

12. Насосная станция

Еще одно руинированное здание поблизости – насосная станция,  архитектор И.В. Жолтовский, является объектом культурного наследия. (Рис.12). Радиус (от границ памятника) временных зон охраны объекта культурного наследия регионального значения  100 м.

Средняя Мацеста

В 3 км от моря на западном склоне к реке обращен жилой микрорайон Средняя Мацеста,   с 5-ти и 12-тиэтажной типовой застройкой 70-х годов ХХ века. (Рис. 23, 24).

Выше по склону начинаются земли санаториев и Мацестинский лесопарк с популярным местом загородного отдыха «Поляна гномов».

Санаторий «Мацестинская Долина»

13. Главный корпус санатория «Мацестинская Долина»

Санаторий  на 200 человек в Мацестинской долине был построен в 1953 году по проекту арх. Б.В. Ефимовича. В настоящее время не работает. (Рис.13). Здание дачи включено в реестр Памятников архитектуры регионального значения нач. XX в. Радиус (от границ памятника) временных зон охраны объекта культурного наследия регионального значения 100 м

 

 

Пансионат «Зелёная Роща и

дача И.В. Сталина»

14. Музей «Дача И.В. Сталина в Сочи»

На территории пансионата «Зеленая роща И.В. Сталин проводил  по 3-4 месяца в году. Здание построено по проекту архитектора М. И. Мержанова. Сейчас дачу превратили в музей, но со времён сталинской эпохи тут мало что изменилось. (Рис.14).

15. Начало лестницы

В сентябре 1935 года была построена скрытая в лесном массиве каменная лестница от главного входа дачи до пляжа. В ней 870 ступеней, которые вели  к тоннелю под автодорогой и железнодорожным полотном (Рис.15).

 

Мацестинский лесопарк

16. Деревянные скульптуры на Поляне гномов
17. Деревянные скульптуры на Поляне гномов
18. Деревянные скульптуры на Поляне гномов

«Поляна гномов» в  Мацестинском лесопарке является  популярным местом загородного семейного отдыха для многих поколений сочинцев. (Рис.16-18).

Старая Мацеста

19. Ванное здание № 4. Построено в 1940 году
Ванное здание № 4. Построено в 1940 году. План

В 3 км от моря находится район Старой Мацесты, центром которого является ванное здание № 4 (арх. А.П. Голубев), представляющее собой 2 классических объема, полукольцами охватывающих прилегающий парковый  партер со стороны Аллеи Чалтенхэма и пейзажную часть парка с обратной стороны корпуса. Их  объединяет  колоннада центрального портика. Фотографии этого комплекса украшают сочинские путеводители и почтовые открытки. Гости курорта фотографируют его на память. (Рис.19). Здание включено в реестр Памятников архитектуры регионального значения нач. XX в. Радиус (от границ памятника) временных зон охраны объекта культурного наследия регионального значения 100 м.

20. Одно из первых ванных зданий, начала ХХ века

Ванное здание выстроено на месте выхода источников сероводородной воды,  аналогов  разнообразию и высоких концентраций которой  нет нигде в мире. (Рис.20).

 

 

 

Сельские поселения в долине Мацесты

21. Долина реки Мацеста в селе Краевско-Армянское

Выше по течению реки за районом Старой Мацесты расположены сельские поселения Краевско-Армянское, Верховское, Измайловка, Семеновка и дачные поселки  с малоэтажной застройкой.  (Рис.21).

 

 

Транспортные связи

22. Аллея Чалтенхэма осенью

Вдоль всей долины от Курортного проспекта до Старой Мацесты проходит транспортная улица  с названием Аллея Чалтенхэма (в честь города-побратима в Англии), которая несколько раз пересекает мостами извилистую реку Мацеста. Аллея особенно живописна осенью, когда кроны ликвидамбров окрашиваются в сочные цвета. (Рис. 22).

23. Транспортные эстакады над Мацестинской долиной
24. Транспортные эстакады над Мацестинской долиной

Над долиной  в районе Средней Мацесты проходят виадуки объездной дороги и дублёра Курортного проспекта, построенные по программе Олимпийского строительства.  (Рис.23, 24).

 

25. 26. Мацестинский виадук
25. 26. Мацестинский виадук

Памятник архитектуры — Мацестинский виадук — это пятипролетный мост арочной конструкции по проекту архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха.  (Рис. 25, 26).

27. Ж/д вокзал «Новая Мацеста»

По Мацестинской долине была проложена ветка железной дороги. Ее фрагменты сохранились до наших дней. (Рис. 25).  Ж/д вокзал Новая Мацеста  (рис. 27) стоял на пассажирской платформе, где сейчас останавливаются поезда пригородного сообщения Сочи-Красная Поляна («Ласточка»).

28. Морской вокзал «Мацеста» вид в сторону моря и вид с причала
29. Морской вокзал «Мацеста» вид в сторону моря и вид с причала

Ротонда диаметром 15 метров в стиле неоклассицизма — Морской вокзал «Мацеста» — одна из визитных карточек Сочи (Рис. 28, 29). До 80-х годов ХХ века был важным пунктом в транспортных связях курорта. Ныне восстановлен причал портопункта, павильон отреставрирован и снова занимает важное место, обеспечивая прибрежное морское сообщение вдоль побережья города Сочи (105 км). Здание включено в реестр Памятников архитектуры регионального значения нач. XX в. Радиус (от границ памятника) временных зон охраны объекта культурного наследия регионального значения 100 м.

 

 

Туризм и отдых.

 Через Мацестинскую долину ведут туристские маршруты к природным достопримечательностям, расположенным как в бассейне Мацесты, так и в соседних долинах (Орлиные скалы, Агурские водопады).

 

 

Природные достопримечательности бассейна Реки Мацеста.

30. Водопады на реке Змейка
31. Водопады на реке Змейка
32. Водопады в верховьях реки Мацеста за пос. Семеновка

Вверх по реке Мацеста и ее притокам немало порожистых участков и красивых водопадов. (Рис. 30-32).

 

 

 

Исторические находки

33. Археологи на месте находки остатков торгового двора на Мацесте

По данным археологических изысканий, недалеко от устья Мацесты,  между пляжем и откосом железной дороги обнаружены артефакты,  подтверждающие существование на берегу сочинского побережья торгового двора, датированного приблизительно в VIII—X веках.

 

 

Экология, вопросы безопасности

 Наводнения                                                        

Долина реки Мацеста находится в зоне риска выпадения смерчей и катастрофических паводков. В 1947 – 1949 гг. река Мацеста получила бетонные берега от устья до Новой Мацесты. В 1956 году была выполнена опояска до новой Мацесты шириной в 22 метра, в настоящее время река зарегулирована на расстоянии ___ км от устья.  (Рис. 34, 35).

В 1978, 1988, в 1991 годах  случились сильные паводки, которые нанесли разрушения корпусу № 9. Опасно поднималась река в 2013 году, и 25 июня 2015 года, во время катастрофического затяжного ливня.

34. Берегоукрепление русла реки Мацеста
35. Берегоукрепление русла реки Мацеста

 

 

Экология, объекты негативного воздействия на окружающую среду

36. Тяговая подстанция № 415 ОАО «РЖД» на Новой Мацесте

На въезде в Мацестинскую долину возле Мацестинского виадука большую площадь занимает Тяговая подстанция № 415 Туапсинской дистанции железной дороги и рядом ярмарка сельско-хозяйственных продуктов. Эти объекты  хорошо видны с Мацестинского виадука и окрестных возвышенностей.

 

 

III. Предмет конкурса « Концепция. Долина реки Мацеста – «Путь вдоль воды – к будущему Сочи»

Концепция должна учитывать существующую градостроительную ситуацию территории, выбранной для конкурсного проектирования, в том числе,  достопримечательные места, озелененные территории, транспортную сеть, проблемные территории и планировочные ограничения.  Участники должны предложить решения для 3-х из 4-х предлагаемых планировочных фрагментов  конкурсной территории и  смоделировать  3-4  обзорных точки, отражающих характер взаимодействия предлагаемого пространственного решения с  окружающей средой.

На примере выбранной для конкурсного проектирования территории должны быть раскрыты  принципы и подходы к формированию общественного пространства в долине реки, предложена типология набережных для разных функциональных участков конкурсной территории, технологии и средства обеспечения продольных и поперечных связей, условия создания экологичной, комфортной, доступной и безопасной среды.

IV. Цели Конкурса

Обзор инноваций,  отражающих перспективные тенденции в организации и типологии общественных пространств, сопряженных с водными артериями,  развивающих  «Путь вдоль воды  как направление  к Образу будущего Сочи».

Выбор для дальнейшего проектирования и реализации  инновационных предложений, наиболее соответствующих экологическим и социальным критериям  качества жилой и рекреационной среды города-курорта Сочи,  в соответствии с девизом образовательной программы XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов: «Море друзей, горы идей, реки людей».

V. Задачи Конкурса

С учетом градостроительных условий речной долины, сложившихся в  ее водоохранной зоне (жилой застройки, рекреационной зоны,  транспортный коридор и т.д.), предложить варианты типологических решений:

  • по архитектурно-планировочной организации пешеходной набережной (прибрежная полоса шириной не менее 20 м), обеспечивающей удобную и безопасную (с учетом защиты от паводков) связь предгорных поселений с морем.
  • по архитектурно-планировочной организации градостроительных узлов на примыкании к набережной поперечных  связей с жилыми кварталами, расположенными на склонах
  • по функциональному наполнению системы общественных пространств, предназначенных для разных видов социальной активности
  • по организации транспортного обслуживания системы общественных пространств долины (все виды транспорта, в том числе, альтернативный – рельсовый, вертикальный, канатный и т.д.).

Важно для конкурсантов!!!

  • Не забывать, что Сочи – историческое поселение и лечебно-оздоровительный курорт, а также зона субтропического земледелия, в котором масштаб урбанизации ограничен условиями охраны рекреационных ресурсов, природного и культурного наследия, сохранения условий для традиционных занятий сельского населения (садоводство, животноводство…);
  • учесть решения Генерального плана Сочи  по транспортной схеме развития города-курорта. Необходимо предложить  приоритетные условия   пешеходного движения и альтернативных видов транспорта перед индивидуальным автомобилем и существующим сегодня общественным транспортом.
  • уделить внимание обеспечению инженерной защиты территории от риска затоплений, благоустройству прибрежной полосы общего пользования (не менее 20 м шириной) и   формированию прогулочной набережной, расширению зон зеленых насаждений,  организации доступности  достопримечательных мест,
  • предложить инновационную программу функционального использования участков и улучшение ландшафтно-эстетического качества подэстакадных пространств в районе средней Мацесты или транспортно-коммунальных объектов в районе приморской и входной площади в Мацестинскую долину.

Предложить идеи функционального использования, архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений для территорий 1 очереди реализации: (выбрать 3 из предлагаемых 4 х фрагментов):

  1. Приморская площадь в зоне устья реки,  на пересечении речной и морской набережных – с использованием  подэстакадного пространства транспортных магистралей,  ориентировочной площадью 12-15 га, совмещенная с функцией — транспортно-пересадочного узла  (автомобильная дорога, железная дорога, портопункт)
  2. Входная площадь Мацестинской долины, ориентировочной площадью 33-35 га,  с учетом реставрации объектов культурного наследия (корпусов ванных зданий  нач. ХIХ века,  и реновации руинированного корпуса ХХ века.
  3. Фестивальный лесопарк и парк «Огненной Воды», ориентировочной площадью 70 га,  с «Аллеей Мира» протяженностью 300  — 350 м в честь XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов для размещения зеленых насаждений (150 крупномерных деревьев), объектов городской навигации, памятной стелы и др. паркового оборудования .
  4. Участок набережной села Краевско-Армянское с прилегающим центральным  или  входным общественным пространством,  ориентировочной площадью 6-7 га, из рекомендуемых к рассмотрению 30 га.

VI. Ожидаемые результаты Конкурса.

В результате реализации конкурсных проектов должны появиться рекреационные зоны и зоны социальной активности (living sites), пространства которых будут стимулировать местные сообщества к  взаимодействию,  побуждать горожан и гостей  разных возрастов и интересов  к коммуникации и различным видам активной деятельности (физической,   интеллектуальной, социальной и. т.д.).